Тел. в Петербурге: 8-911-986-52-44

Скорочтение и память

Скорочтение и память – как они взаимосвязаны? Здесь Вы прочитаете фрагмент из учебника Натальи Грэйс “Скорочтение”.

Читая про себя, вы можете добиться сколь угодно высоких показателей – хоть 3 000 слов в минуту, но вот попробуйте пересказать, и вряд ли качество будет соответствовать количеству. Важно не сколько вы прочли, а сколько запомнили. По времени хранения информации выделяют:

  1. Долговременную память
  2. Кратковременную память
  3. Мгновенную или иконическую (от слова «икона», «слепок»)

В долговременной памяти информация хранится годы и десятилетия. Последнее, что забудет человек – звуки его собственного имени. В долговременную память  помещается только то, чем мы пользуемся регулярно, о чём постоянно думаем.

В кратковременной памяти информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель. Потом за ненадобностью она «испаряется». Мозг не любит хранить то, чем хозяин не пользуется. Уж слишком много он тратит энергии и ценнейших веществ. Один из способов стремительно тупеть – как можно реже напрягать свою память. Ничего не учить, не читать новых книг, говорить короткими примитивными фразами.

Мгновенная память названа так, потому что она хранит информацию в буквальном смысле слова мгновения – секунды, доли секунды. Эта память работает, когда мозг оценивает ситуацию на перекрёстке дорог, следит за быстро движущимся объектом, читает текст. Пока мы смотрим на страницу, наш мозг помнит очертания большого количества букв, слов и фраз, но стоит оторвать взгляд от страницы, как из мгновенной памяти большая часть картинок улетучивается.

Чем лучше у человека мгновенная и кратковременная память, тем больше шансов пополнить память долговременную. Кратковременная память – входные ворота долговременной, а долговременная память – это входные ворота интеллекта.  Чтобы иметь красивое стройное мускулистое тело, нужно заниматься спортом, регулярно давать мышцам нагрузку. Также и с памятью. Тренировка памяти – не что иное, как её использование, применение, постоянная практика запоминания. Лучший вариант – учить стихи. Это расширяет словарный запас и увеличивает площадь контактов между нервными клетками головного мозга.

Приём скорочтения «Трое в лодке»

Трое – это вы + два магнитофона. Включаете одновременно две аудиозаписи. Скажем, на одной – Борис Акунин «Смерть Ахиллеса», а на другой – Антон Чиж «Божественный яд».

Каким ухом вы привыкли слушать телефон? Левым? Это чаще встречается у творческих людей. Со слухом все сложнее, чем с двигательной сферой. Правым ухом слушает большинство населения. Предположим, вы слушаете левым ухом. Тогда поместите оба источника звука слева, примерно на одинаковом расстоянии до ушной раковины, и начинайте слушать. Старайтесь слышать, понимать и запоминать обе речи до тех пор, пока не начнет получаться.

Приём «Трое в лодке + минисон»

Есть другое расположение «тел в пространстве». Лягте на спину. Это можно делать на диване, в кресле или на полу. Расслабьтесь, потянитесь. Дайте себе минут на пять-семь минисон. Магнитофоны должны располагаться один – со стороны левого уха, другой – со стороны правого. Включайте и слушайте. Возможно, такой вариант вам больше подойдёт. Ещё один вариант этого упражнения – расположить тело и оба магнитофона как три точки на одной прямой: первый магнитофон в изголовье, а второй – в метре – полутора от него. Почувствуйте разницу. У-уу-уу… Так это же два магнитофона надо… Сделай же что-нибудь, голова-то одна!

Приём скорочтения «Маленький мальчик играл в водолаза…»

Возьмите короткое стихотворение, которое вы знаете наизусть. Я объясню вам приём на примере детской чернухи, поскольку иначе скорочтение смогут освоить только школьные зубрилы и синие чулки. Вы можете тренироваться хоть на письмах Вольтера или Екатерины Второй. Моя же задача – упростить вам понимание приёмов настолько, чтобы вы могли освоить их без наставника.

1. Маленький мальчик играл в водолаза,

2. Тихо спускался на дно унитаза.

3. Добрая тётя нажала педаль,

4. Мальчик умчался в подводную даль.

Ваша задача – прочитать наизусть строчки выбранного вами шедевра в обратном порядке: 4 – 3 – 2 – 1.

4. Мальчик умчался в подводную даль.

3. Добрая тётя нажала педаль.

2. Тихо спускался на дно унитаза.

1. Маленький мальчик играл в водолаза.

Теперь усложняем задачу и читаем слова в обратном порядке. Предлоги остаются прикреплёнными к соответствующим словам. Получаем:

Даль в подводную умчался мальчик,

Педаль нажала тётя добрая,

Унитаза на дно спускался тихо,

В водолаза играл мальчик маленький.

Какое отношение имеет этот тренинг к улучшению памяти и навыков скорочтения? Он помогает удерживать в голове сразу несколько строк. Я не питаю надежд, что вы, не будучи гроссмейстером, сможете играть в шахматы, передвигая фигуры на доске, хотя и это тоже возможно. В нашей голове, если вдуматься, уже всё есть для саморазвития – целые библиотеки книг, пространства, вселенные, города, научные лаборатории…Ума – палата. Где же ключ?

Проверим, как вы поняли задание на улучшение памяти. Возьмите чистый лист бумаги и запишите в обратном порядке стихотворение Агнии Барто «Наша Таня громко плачет». Вот что должно получиться.

Не утонет в речке мяч.

Тише, Танечка, не плачь.

Уронила в речку мячик.

Наша Таня громко плачет.

*

Мяч в речке не утонет,

Не плачь, Танечка, тише,

Мячик в речку уронила,

Плачет громко Таня наша.

Скорочтение и память тесно взаимосвязаны, как видите.

Яндекс.Метрика